Наши новости
03.03.2020
Внесены изменения и дополнения в отраслевое соглашение по лесному хозяйству РФ
С ноября 2019г. Рослеспрофсоюз и Федеральное агентство лесного хозяйства вели коллективные переговоры о внесении изменений и дополнений в действующее Отраслевое соглашение по лесному хозяйству Российской Федерации.
В работе Комиссии по ведению коллективных переговоров со стороны Рослеспрофсоюза участвовали: Денис ЖУРАВЛЕВ, Председатель Рослеспрофсоюза; Сергей БОББ, Председатель Республиканской организации Башкортостана Рослеспрофсоюза; Елена КИРИЛЛОВА, Председатель Ульяновской областной организации Рослеспрофсоюза; Алексей КОСТИН, Председатель Архангельской областной организации Рослеспрофсоюза; Сергей ОСИПОВ, заместитель Председателя Коми республиканской организации Рослеспрофсоюза; Марина ТРУШКИНА, Председатель ППО Северодвинского лесничества (Архангельская область).
Работа по внесению изменений в Соглашение велась на основе предложений территориальных и первичных профсоюзных организаций.
В настоящий момент переговоры завершены. Часть предлагаемых Профсоюзом дополнений вошла в текст Соглашения, но по ряду вопросов сторонам не удалось договориться, эти вопросы вынесены в протокол разногласий, которые будут урегулироваться в соответствии с установленными законом процедурами.
Приводим пункты Соглашения с внесенными изменениями (выделены жирным курсивом).
П. 14. Стороны Соглашения не допускают снижения уровня реального содержания заработной платы работников и принимают меры по его повышению.
Минимальный размер заработной платы работников не должен быть ниже прожиточного минимума трудоспособного населения, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации.
Работодатели, на которых в соответствии с действующим законодательством распространяется действие настоящего Соглашения, предпринимают меры по доведению среднемесячной заработной платы в организациях лесного хозяйства до уровня не ниже среднемесячной заработной платы по экономике соответствующего субъекта Российской Федерации, и по доведению минимальных тарифных ставок (минимальных окладов, должностных окладов) до уровня не ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом.
П. 20. Предельный уровень соотношения средней заработной платы руководителей организаций и средней заработной платы работников организаций устанавливается федеральным органом государственной власти, осуществляющим функции и полномочия учредителя соответствующих организаций, в кратности от 1 до 7.
П. 21.2.1. Оплата труда работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, устанавливается в повышенном размере.
Минимальный размер повышения оплаты труда работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда для класса 3.1. условий труда на их рабочих местах, установленного по результатам специальной оценки условий труда в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда», составляет 4 процента тарифной ставки (оклада), установленной для различных видов работ с нормальными условиями труда.
Конкретные размеры повышения оплаты труда устанавливаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников дифференцированно, в зависимости от класса условий труда на их рабочих местах, с повышением оплаты труда для каждого последующего класса условий труда по отношению к предыдущему, в порядке, установленном статьей 372 ТК РФ для принятия локальных нормативных актов, либо коллективным договором, трудовым договором.
Пункты 21.3. и 21.4. Соглашения признаны утратившими силу. Формулировки из данных пунктов вошли в обновленную редакцию п. 21.2.1. Также исключена ссылка на ст. 147 ТК РФ, которая ранее содержалась в п. 21.2.1 и создавала противоречие с содержанием п.п. 21.3. и 21.4., устанавливавшим более справедливый и выгодный для работников порядок компенсации за работу во вредных и опасных условиях.
П. 22. К перечню видов выплат стимулирующего характера относятся:
а) выплаты за интенсивность и высокие результаты работы;
б) выплаты за качество выполняемых работ;
в) выплаты за выслугу лет (стаж работы в лесном хозяйстве);
г) премиальные выплаты по итогам работы.
П. 22.2. Размеры надбавки за выслугу лет при общем стаже работы в организациях лесного хозяйства, дающем право на получение надбавки:
- от 1 года до 3-х лет - 10 процентов;
- от 3-х до 5-ти лет - 15 процентов;
- от 5-ти до 10-ти лет - 20 процентов;
- от 10-ти до 15-ти лет - 25 процентов;
- более 15-ти лет - 30 процентов.
Право на ежемесячную надбавку за выслугу лет в указанных размерах возникает у работников по достижении соответствующего минимального стажа работы.
Стаж работы в лесном хозяйстве - период осуществления профессиональной деятельности в организациях лесного хозяйства и органах государственной власти, осуществляющих полномочия в области лесных отношений, который не обязательно имеет непрерывный характер.
Расчёт стажа работы в лесном хозяйстве, дающего право на получение ежемесячной надбавки за выслугу лет, осуществляется исходя из суммарного количества отработанного работником времени в организациях лесного хозяйства и органах государственной власти, осуществляющих полномочия в области лесных отношений, а также иных периодов времени, учитываемых при расчете стажа, дающего право на получение ежемесячной надбавки за выслугу лет в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и (или) субъектов Российской Федерации, коллективными договорами.
П. 27.3. При нарушении работодателем установленного срока соответственно выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной сто пятидесятой действующей в это время ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. При неполной выплате в установленный срок заработной платы и (или) других выплат, причитающихся работнику, размер процентов (денежной компенсации) исчисляется из фактически не выплаченных в срок сумм.
Размер выплачиваемой работнику денежной компенсации может быть повышен коллективным договором, локальным нормативным актом или трудовым договором. Обязанность по выплате указанной денежной компенсации возникает независимо от наличия вины работодателя.
П. 31. Перечень сезонных работ в лесном хозяйстве:
1) работы по охране лесов от пожаров;
2) авиационные работы по защите лесов;
3) работы по воспроизводству лесов, за исключением лесного семеноводства;
4) полевые лесоустроительные работы;
5) полевые топографо-геодезические и кадастровые работы;
6) полевые работы по государственной инвентаризации лесов.
П. 33.1.1. Ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск предоставляется работникам, условия труда на рабочих местах которых по результатам специальной оценки условий труда, проведенной в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда», отнесены к вредным условиям труда 2, 3 или 4 степени либо опасным условиям труда.
Минимальная продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска работникам, указанным в абзаце первом настоящего пункта для класса условий труда 3.2 на их рабочих местах составляет 7 календарных дней.
П. 33.1.2. Продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска конкретного работника устанавливается трудовым договором на основании коллективного договора дифференцированно, в зависимости от класса условий труда на рабочих местах, с увеличением продолжительности отпуска для каждого последующего класса условий труда по отношению к предыдущему.
Раздел IV. СОЦИАЛЬНЫЕ ГАРАНТИИ И ЛЬГОТЫ Соглашения дополнен новым пунктом 42.1 следующего содержания:
42.1. В целях компенсации вреда, в том числе, морального, в случае гибели работника в результате несчастного случая при исполнении должностных обязанностей, работодатель выплачивает одному из членов семьи погибшего единовременную выплату сверх установленного законодательством размера в сумме не менее 25-кратной величины МРОТ, определенной федеральным законодательством на момент наступления несчастного случая.
Конкретные размеры и условия компенсации сверх установленных законодательством определяются в коллективном договоре, а при его отсутствии - в локальном нормативном акте, принятом с учетом мнения представительного органа работников.
П. 54. Рослесхоз при заключении соглашений о взаимодействии в области лесных отношений с субъектами Российской Федерации предусматривает в них обязательства соответствующих органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации:
- по развитию социального партнерства на региональном уровне, заключению региональных отраслевых соглашений с территориальными организациями Рослеспрофсоюза на основе настоящего Соглашения;
- по принятию мер, направленных на поддержание среднемесячной заработной платы в организациях лесного хозяйства на уровне не ниже среднемесячной заработной платы по экономике соответствующего субъекта Российской Федерации.
Необходимо отметить, что по итогам финального заседания Комиссии по коллективным переговорам, которое состоялось в Москве 12 февраля, стороны согласовали практически все вопросы, кроме изменений в п. 37.7. Соглашения, регулирующего обеспечение питанием работников, занятых на тушении лесных пожаров и лесопатологических обследованиях.
Но в последующие дни произошло то, с чем никто из профсоюзных представителей в своей практике еще не сталкивался.
Управление правового обеспечения и судебной защиты Федерального агентства лесного хозяйства в лице его руководителя Зеленова А.В. заявило о своем несогласии с достигнутыми договоренностями, и отказалось визировать проект Дополнительного соглашения к Отраслевому соглашению и протокол разногласий в редакции, согласованной на последнем заседании Комиссии. Несмотря на то, что представитель данного управления присутствовал на заседании, и все его предложения и замечания были учтены. Расцениваем это как непонимание механизмов системы социального партнерства, и как неуважение к членам Комиссии, которые добросовестно в течение 3 месяцев вели переговоры, собирались на очные заседания, для участия в которых представители Рослеспрофсоюза перекраивали свои графики, чтобы выехать в Москву, а помимо этого еще и участвовали в дистанционных совещаниях по видеосвязи, отстаивали профсоюзную позицию, анализировали законодательство и правоприменительную практику, готовили аргументы в поддержку профсоюзных предложений. Как оказалось, после такой работы можно просто заявить о своем несогласии и тем самым перечеркнуть достигнутые договоренности. Сложившаяся ситуация – показатель неготовности отдельных представителей Рослесхоза к конструктивному взаимодействию с Профсоюзом на высшем уровне социального партнерства в лесном хозяйстве.
В результате содержание протокола разногласий увеличилось до 4 пунктов.
(нажмите на изображение, чтобы увеличить его)
Подписание протокола разногласий будет иметь последствия. После подписания протокола единственным вариантом добиться включения в соглашение дополнительных, выгодных для работников положений, против которых выступает Рослесхоз, является инициирование коллективного трудового спора в рамках отрасли. В настоящее время Рослеспрофсоюз прорабатывает свои дальнейшие действия по ведению процедуры коллективного трудового спора.
________________________________________________________
Денис ЖУРАВЛЕВ, Председатель Рослеспрофсоюза:
- Прежде всего, выражаю благодарность всем членам Комиссии по ведению коллективных переговоров со стороны Профсоюза, участвовавшим в работе с большой самоотдачей. Благодаря тому, что в комиссию вошли представители всех уровней профсоюзной структуры – Центрального комитета, территориальных и первичных профсоюзных организаций, мы имели возможность анализировать и моделировать, как то или иное нововведение отразится на работе ОУЛ, лесничеств, федеральных и региональных учреждений, финансируемых из бюджета, а также оперативно получать информацию о практике решения на местах тех или иных вопросов, предусмотренных соглашением. Нам постоянно помогали в работе наши коллеги из территориальных организаций Рослеспрофсоюза, к которым мы обращались за информацией. Такая постановка работы позволила усилить аргументацию в поддержку наших предложений.
Результатом переговоров удовлетворен частично, учитывая наличие протокола разногласий. Но нам удалось включить в Соглашение нормы, соответствующие задачам нашей кампании «За достойный труд в лесном хозяйстве» в части роста заработной платы лесоводов; данные нормы должны стать основой для заключения региональных отраслевых соглашений и коллективных договоров. Также устранены разночтения по вопросу выплаты за выслугу лет: мы убрали критерий непрерывного стажа, предусмотрели общие положения о порядке расчета стажа, и теперь выслуга будет выплачиваться только за общий стаж в лесном хозяйстве, что намного выгоднее для работников. Усилены нормы, касающиеся доплат и отпусков за работу во вредных условиях: теперь в Соглашении максимально доходчиво написано, что чем выше класс условий труда по результатам СОУТ, тем выше должна быть доплата и тем продолжительнее дополнительный отпуск. Ввели дополнительную выплату в случае гибели работника при исполнении должностных обязанностей. Но всей душой желаю, чтобы таких случаев в отрасли не было.
В ходе работы комиссии мы совместно со специалистами Рослесхоза и Минприроды также обсуждали вопросы совершенствования законодательства, без которого нормы Отраслевого соглашения не работают. Прежде всего, это касается наболевшей проблемы обеспечения питания лесных пожарных за счет федерального бюджета. В настоящее время ведется работа по внесению дополнений в Правила расходования и учета средств, предоставляемых в виде субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений, утвержденные постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2006 г. № 837. По мнению представителей Минприроды, это откроет возможность для использования средств федеральных субвенций на оплату питания работников, занятых на тушении лесных пожаров.
Конечно, наиболее неприятный осадок остался от поведения отдельных представителей Рослесхоза, фактически заблокировавших достигнутые на последнем заседании Комиссии договоренности, хотя в целом представители Рослесхоза и подведомственных организаций работали конструктивно и ответственно. На мой взгляд, это выглядело нелепо и непрофессионально но, тем не менее, нанесло ущерб социальному партнерству в отрасли. Из-за их подобной позиции мы будем вынуждены в случае принятия Центральным комитетом соответствующего решения инициировать отраслевой коллективный трудовой спор и проводить сложные примирительные процедуры. Но нормы, вокруг которых возникли разногласия, являются важными и востребованными для членов Профсоюза. И мы не отступим.