Наши новости
24.10.2018
Еженедельная информация Коми
Еженедельная информация Коми
• 17 октября в рамках мероприятий по рассмотрению бюджета Республики Коми на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 гг. комитет Госсовета РК по природным ресурсам, природопользованию и экологии провел рабочее совещание, на котором обсуждалась государственная программа РК «Развитие лесного хозяйства», ее исполнение в 2018 году и целевые показатели на будущий период.
Председатель Коми республиканской организации профсоюза работников лесных отраслей Александр Смирнов и заместитель председателя рескома Сергей Осипов, приглашенные участвовать в работе этого совещания, довели до собравшихся профсоюзную точку зрения на причины кадрового дефицита в лесной отрасли региона и предложения, как его преодолеть:
- Очевидно, что программа развития лесного хозяйства преследует цель повысить доходность от использования леса при сохранении его социальных, экологических функций. Исходя из доклада об исполнении программы, напрашиваются два вывода: первый – программа выполняется и достигает установленных показателей; второй – существует нехватка кадров и финансирования. Как представители работников лесничеств и лесопожарного центра, более детально остановимся на втором выводе. Убеждены, что нехватка кадров и уровень оплаты труда в учреждениях лесного хозяйства республики – вещи взаимосвязанные.
На сегодняшний день средняя заработная плата в учреждениях лесного хозяйства республики составляет 27 200 рублей при средней заработной плате по региону в 55 830 рублей, что никак не способствует привлечению в отрасль работников. Следует учитывать также, что большинство учреждений находится в сельской местности с соответствующими условиями жизни. Ещё более печальная картина с привлечением в отрасль молодых специалистов – выпускников вузов и техникумов. Так, зарплата молодого специалиста не включает в себя стажевые выплаты, из-за отсутствия жилья значительная доля заработной платы уходит на аренду жилой площади. На жизнь денег практически не остается. Так как средний возраст работников лесного хозяйства близок к предпенсионному, мы можем скоро остаться без молодых квалифицированных кадров, а впоследствии ощутить и кадровый кризис отрасли.
Сегодня для бюджетных организаций различных отраслей действуют стимулирующие программы для привлечения молодежи. Они есть в здравоохранении, образовании, агропромышленном секторе и т.д. Лесное хозяйство почему-то остается в стороне. Его нигде нет. Единственное, что два года назад по нашему предложению вы, уважаемые депутаты, добавили молодых работников лесного хозяйства в программу выделения под строительство индивидуального жилья бесплатных земельных участков. Но вот, в принципе, и всё.
Кроме того, негативное настроение всех без исключения работников вызвано введением новых систем оплаты труда. Несмотря на положительный момент – повышение гарантированной части заработной платы (оклада), новая система оплаты труда практически нивелировала мотивацию к труду, поскольку разница в окладах работников разной квалификации несущественна. Как пример, заработная плата работников неквалифицированного труда (сторож, уборщица) – 19 300 рублей – ненамного отличается от заработной платы квалифицированных специалистов: мастеров леса – 21 400 рублей, госинспектора – 23 400 рублей. Такое положение дел не стимулирует к достижению более высоких результатов. Поднятие окладов сопровождалось уменьшением стимулирующей части, что отчасти было оправданно, но не настолько же, чтобы совсем лишить систему оплаты труда этого действенного инструмента. Так, в нескольких госучреждениях лесного хозяйства республики средние надбавки за интенсивность и высокие результаты уменьшились с 80% до 10%.
Ожидаемым результатом реализации программы в соответствии с паспортом является поднятие престижа профессии лесника. При этом в программе нет ни слова о мерах по обеспечению работников лесного хозяйства достойным заработком, позволяющим полноценно посвятить часть своей жизни профессии без ущерба семье. Имеющееся положение дел в отрасли ставит работников на грань выживания. При таких условиях бессмысленно рисовать перспективные планы по развитию любой программы вне зависимости от отрасли.
Профсоюз с 2015 года предпринимал попытки к заключению отраслевого соглашения, вплоть до того, что мы впервые решили подключить в качестве стороны соглашения Правительство Республики Коми. В этом году мы наконец-то подписали это соглашение, где в качестве одного из необходимых шагов прописали установление минимального оклада на уровне МРОТ. Понимая, что данный шаг требует дополнительного финансирования, мы договорились о поэтапном приближении этого результата. Однако воз и ныне там. Дополнительное соглашение об этом до сих пор не заключено, сторона Правительства в лице представителей Министерства финансов и Министерства экономики утверждает, что ключ ко всем проблемам лесного хозяйства находится в Москве.
Мы согласны, что федеральный центр должен поменять своё отношение по финансированию субъектов, так, чтобы закладываемые цифры окладов в методике выделения субвенций стремились к уровню МРОТ. Однако порядка 500 млн рублей от деятельности лесничеств поступает в республиканский бюджет, а при реализации представленной программы лесничества будут приносить еще больше. При этом объём денежных средств, направленных республикой на содержание лесного хозяйства, составляет 211 млн руб.
По нашим подсчётам, выполнение условий о размере минимального оклада на уровне МРОТ потребует порядка 90 млн рублей в год дополнительно. Всего же приведение системы оплаты труда в соответствие с принципами оплаты по труду (реальное дифференцирование окладов в зависимости от квалификации, стимулирование отдельных категорий работников) потребует не менее 150 млн рублей. Не стоит бояться этих сумм, учитывая планы повышения доходности лесного хозяйства и стабильный рост доходов за последние годы.
Мы предлагаем:
- включить в целевые индикаторы подпрограммы «Устойчивое управление лесами» поэтапные мероприятия по реализации Регионального отраслевого соглашения по лесному хозяйству в части установления минимального оклада на уровне МРОТ совместно с разработкой дифференцированной сетки окладов в зависимости от квалификации работников, предусмотрев соответствующий объём финансирования;
- разработать и принять программу стимулирования молодых специалистов лесного хозяйства, проживающих на селе.
Кроме того, необходимо рассматривать в совокупности с вопросом о заработной плате работников и вопрос об их профессиональной квалификации. Мы целиком и полностью поддерживаем начинания в разработке профессиональных стандартов и оценке квалификаций. Считаем, что невозможно создать полноценную систему оплаты труда без совершенствования требований, предъявляемых к квалификации работника.
В свою очередь, мы готовы к полноценному сотрудничеству по всем вопросам и готовы брать на себя выполнимые обязательства, – завершил свое слово Александр Смирнов.
Председатель комитета по природным ресурсам, экологии и недропользованию Василий Смалий ответил, что лично он с этими предложениями профсоюза согласен. Министр природных ресурсов РК Роман Полшведкин пояснил, что большую часть озвученных проблем можно решить только на федеральном уровне, и такая работа уже ведется.
• 18 октября состоялась 29-я отчетная конференция первичной профсоюзной организации «Сыктывкарский ЛПК». В ней приняли участие 467 делегатов, представители администраций предприятий, местных органов власти.
В президиуме конференции работали: председатель Коми республиканской организации профсоюза работников лесных отраслей Александр Смирнов, генеральный директор Монди СЛПК Клаус Пеллер, руководитель администрации Эжвинского района Александр Калинин. Председатель ППО «СЛПК» Александр Слободчиков вел конференцию.
В отчете о работе профсоюзного комитета ППО «Сыктывкарский ЛПК» за 2017-2018 гг. А.И.Слободчиков отметил, что отличительной особенностью этого периода стала постоянная и повышенная нагрузка на профсоюзный актив. Сначала велась активная подготовка к принятию нового коллективного договора на 2018-2021 гг. (конференция трудового коллектива состоялась в марте 2018 года), затем стартовала отчетная кампания в профгруппах (а их около 300), при этом представители профкома старались побывать на каждом отчетном собрании. Это принесло большую пользу: удалось выявить и во многих случаях оперативно решить вопросы и проблемы, волновавшие трудовые коллективы.
К лету на первый план вышел законопроект правительства о повышении пенсионного возраста. Профсоюзный актив ППО «СЛПК» в составе лесного профсоюза Республики Коми активно участвовал в проведении митингов протеста против повышения пенсионного возраста.
Выступивший на конференции Александр Смирнов поблагодарил членов профсоюза ППО «Сыктывкарский ЛПК» за активность, неравнодушие, солидарность. Благодаря этим качествам «первичка» стала лицом профсоюзов Республики Коми, с их всесторонней поддержки удается продвигать вопросы социальной защиты работников других организаций лесных отраслей.
По итогам конференции делегаты признали работу профсоюзного комитета «СЛПК» удовлетворительной, утвердили доклад ревизионной комиссии. Мероприятие завершилась вручением наград профсоюзному активу.
• 24 октября 2018 года в Государственной Думе РФ планируется первое чтение законопроекта о федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов. Ситуацию комментирует секретарь ФНПР, руководитель Департамента социально-трудовых отношений и социального партнерства ФНПР Олег Соколов:
- На заседании Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений профсоюзной стороной РТК была дана критичная оценка параметров проекта федерального бюджета на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов.
Формально, по заверениям правительства, в проект бюджета заложено выполнение социальных обязательств, которые содержатся в майском указе президента и отражены в Генеральном соглашении на 2018-2020 годы. Это сохранение соотношения заработной платы отдельных категорий работников бюджетной сферы, проведение индексации заработной платы, повышение пенсий в среднем на одну тысячу рублей ежегодно.
Доходы федерального бюджета заложены на уровне в 19,969 трлн рублей, 20,219 трлн рублей, и 20,978 трлн рублей в 2019, 2020 и 2021 годах соответственно. В то же время мы видим, что правительство продолжает проводить политику сжатия потребительского спроса, что, в первую очередь, проявляется в незначительных темпах роста реальной заработной платы, запланированных на 2019 год. Также в будущем году нас ждет ряд непопулярных мер, которые отразятся на доходах и покупательной способности населения. Это и повышение налога на добавленную стоимость на два процентных пункта, и повышение пенсионного возраста, в результате которого сотни тысяч работников лишатся дополнительного дохода в виде пенсии.
Согласно проекту, профицит федерального бюджета России в 2019 году составит 1,932 трлн рублей. До этого в последний раз федеральный бюджет РФ был исполнен с профицитом в 2011 году, тогда показатель составил 0,8% ВВП или 442 млрд рублей. Утверждается, что данные средства пойдут в Фонд национального благосостояния, который создан для поддержания стабильности в экономике. Но в реальности эти деньги в основном вкладываются в иностранные финансовые активы.
По мнению ФНПР, все дополнительные средства, поступающие в бюджет, должны направляться на развитие экономики, сокращение бедности и повышение реальных доходов населения.
• Председатель Коми республиканской организации профсоюза работников лесных отраслей Александр Смирнов и заместитель председателя рескома Сергей Осипов участвовали в совещании в режиме видеоконференции с администрацией Корткеросского района, представителями профсоюзов и работодателей республики, которое прошло 19 октября в Министерстве труда, занятости и социальной защиты Коми.
Участники совещании обсудили развитие на территории муниципального образования социального партнерства в сфере труда. Заместитель руководителя администрации Корткеросского района Людмила Нестерова отметила, что из 254 организаций Корткеросского района коллективные договора заключены лишь в шести предприятиях, что составляет 2%. Основными причинами отсутствия колдоговоров Людмила Витальевна назвала отсутствие заинтересованности работников, отсутствие согласованности, нежелание работодателей брать на себя определенные обязательства и низкую социальную активность работников предприятий Корткеросского района. Профсоюзные организации также существуют в единичных организациях и предприятиях. В том числе «первички» и колдоговора нет в самой администрации района.
Это ставит под сомнение возможность реализации нового республиканского закона «О социальном партнерстве». Согласно этому документу, необходимо утвердить положение о территориальной трехсторонней комиссии депутатским корпусом, утвердить новый состав комиссии в соответствии с легитимностью сторон и подписать соглашение по социально-экономическим вопросам от имени работников легитимным представителем профсоюзов.
В заключение совещания была достигнута договорённость о проведении в ноябре текущего года расширенного заседания трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений с участием работодателей и профсоюзного актива района, а также представителей членских организаций ФПРК и Союза работодателей.