Наши новости
06.07.2021
ВАКЦИНАЦИЯ: ДОБРОВОЛЬНО ИЛИ ПРИНУДИТЕЛЬНО?
Вакцинация от коронавирусной инфекции — тема № 1 на сегодняшний день. Сейчас в СМИ идет пропаганда массовой вакцинации от ковида. Мнения членов Профсоюза разделились: одни уже поставили себе прививку, другие испытывают опасения и недоверие относительно вакцинации. Но и те, и другие против какого-либо принуждения к вакцинации. Такую позицию публично выразил и Президент Российской Федерации.
Позиция Рослеспрофсоюза по данному вопросу такова: принуждать людей к вакцинации и, тем более, угрожать различными взысканиями и увольнением – незаконно. Но каждому необходимо осознавать: есть только два способа покончить с пандемией коронавирусной инфекции: вакцинация населения и локдаун (закрытие или ограничение работы предприятий и учреждений, ограничение на перемещения, запрет любых мероприятий и т.п.). Локдаун мы уже испытали на себе в 2020 году, экономика страны до сих пор не оправилась от этого потрясения, многие люди потеряли работу и остались без средств к существованию; для ликвидации последствий пандемии были приняты решения об уменьшении бюджетного финансирования органов исполнительной власти и подведомственных им организаций. Поэтому массовая добровольная вакцинация при отсутствии противопоказаний – наиболее эффективный вариант защитить себя и близких, остановить пандемию коронавируса и как можно скорее вернуться к нормальной жизни.
Перейдем к юридической стороне вопроса.
Несмотря на то, что есть закон о добровольной вакцинации, многие работники жалуются на принуждение со стороны работодателей. Как правильно вести себя, если заставляют делать прививку от коронавируса, и можно ли отказаться от вакцинации?
Юрисконсульт Рослеспрофсоюза разъясняет ваши права.
Если в трудовом договоре не прописана обязательная вакцинация, то работник защищен и может обращаться в Федеральную службу по труду и занятости, с жалобой. В соответствии с абзацем 7 части первой статьи 88 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель не вправе запрашивать информацию о состоянии здоровья работника, за исключением тех сведений, которые относятся к вопросу о возможности выполнения работником трудовой функции. Таким образом, правовых оснований требовать у работника справку, подтверждающую отрицательный результат тестирования на COVID-19, следовательно, как и самого прохождения теста, у работодателя не имеется.
В случае, если в трудовом договоре прописана обязательная вакцинация, то работнику необходимо сделать запрос следующих документов:
сертификат качества на препарат;
сведения о производителе препарата;
документы, лицензии производителя препарата (выписка из ЕГРЮЛ/ЕГРИП, документы о допуске и аккредитации фирмы, действующие лицензии фирмы);
сертификаты испытаний препарата;
о побочных действия препарата;
документы о страховом покрытии при последствиях и его сумма;
документы лица, которое делает прививку (обучение, аттестация, допуск к работе, медицинская книжка, сертификат об отсутствии СОVID-19).
Без предоставления всех этих документов работник имеет полное законное право отказываться от любых прививок, а не только от с прививки от коронавируса.
В пп. 4.1.7. Санитарных правил СП 3.3.2.561-96 «Медицинское иммунобиологические препараты» (МИБП) сказано, что государственные испытания и регистрация новых медицинских иммунобиологических препаратов» (включая вакцины) осуществляется на основании результатов всех этапов испытаний препарата, подтверждающих его эффективность, специфическую активность и безопасность, а также при наличии утвержденной нормативно-технической документации.
В соответствии со ст. 21 Конституции РФ («Никто не может быть без добровольного согласия подвергнут медицинским, научным или иным опытам…») и ч. 1 ст. 43 ФЗ РФ № 61 «Об обращении лекарственных средств» работник имеет право отказаться от участия в клиническом исследовании вакцин от COVID-19, а также отказаться от медицинского вмешательства в форме данной «вакцинации» от COVID-19 на основании:
· ч. 1 ст. 20-ФЗ № 323 от 21.11.2011. «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»;
· пп. 8 ст. 19-ФЗ № 323 от 21.11.2011. «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»;
· ст.5 157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней»
· ст. 1., ст. 8, ст. 9 Нюрнбергский кодекс 1947 год
· п. 16 Хельсинской декларации всемирной медицинской ассоциации
· ст. 6, раздел 1, раздел 3. Заявления ЮНЕСКО 2005 года о биоэтике и правах человека.
Принуждение к вакцинации противоречит Нюрнбергскому кодексу, основной принцип которого гласит – недопустимо принуждать людей к участию в медицинских экспериментах. Необходимым условием для привлечения человека к участию в эксперименте является его добровольное осознанное согласие, полученное после предоставления ему полной информации о характере, продолжительности и цели проводимого эксперимента; о методах и способах его проведения; обо всех предполагаемых неудобствах и опасностях, связанных с проведением эксперимента, и, наконец, возможных последствиях для физического или психического здоровья испытуемого, могущих возникнуть в результате его участия в эксперименте.
Принуждение к вакцинации противоречит и российскому федеральному законодательству: ст. 19, 20 ФЗ № 323 от 21.11.2011. «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»; ст. 5, 11 ФЗ РФ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней», Конституции РФ.
У работодателя отсутствуют основания, предусмотренные трудовым законодательством РФ, для применения в отношении работников каких-либо мер взыскания, отстранения от работы, увольнения с занимаемой должности и т. п.
Отказ от участия в медицинских экспериментах не может являться основанием для отстранения от работы (увольнения, лишения премии и т.д.), согласно ст. 37 Конституции РФ: «Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы».
Согласно ст. 3 Трудового кодекса РФ, дискриминация в сфере труда запрещена: Никто не может быть ограничен в трудовых правах и свободах или получать какие-либо преимущества в зависимости от пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, семейного, социального и должностного положения, возраста, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности или непринадлежности к общественным объединениям или каким-либо социальным группам, а также от других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работника.
Трудовым кодексом РФ установлен исчерпывающий перечень оснований для прекращения (расторжения) трудового договора между работодателем и работником. В тех случаях, когда работодатель при увольнении сотрудника нарушает его права, расторжение трудового соглашения считается незаконным и может быть оспорено.
Частью 2 статьи 21 Конституции РФ предусмотрено: «Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию. Никто не может быть без добровольного согласия подвергнут медицинским, научным или иным опытам». Таким образом, медицинские опыты без добровольного согласия человека относятся к таким категориям как пытка, насилие, жестокое и унижающее человеческое достоинство обращение.
Любые медицинские вмешательства, в частности вакцинация, в Российской Федерации добровольны, п. 1 ст. 20 ФЗ № 323 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»: «Необходимым предварительным условием медицинского вмешательства является дача информированного добровольного согласия гражданина или его законного представителя на медицинское вмешательство на основании предоставленной медицинским работником в доступной форме полной информации о целях, методах оказания медицинской помощи, связанном с ними риске, возможных вариантах медицинского вмешательства, о его последствиях, а также о предполагаемых результатах оказания медицинской помощи».
Подпункт 8 пункта 3 статьи 19 ФЗ № 323 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»: «Пациент имеет право на отказ от медицинского вмешательства». При этом в соответствии с п. 5 ст. 2 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» от 21.11.2011 г. № 323-ФЗ под медицинским вмешательством понимают «…выполняемые медицинским работником по отношению к пациенту, затрагивающие физическое или психическое состояние человека и имеющие профилактическую, исследовательскую, диагностическую, лечебную и реабилитационную направленность виды медицинских обследований и (или) медицинских манипуляций».
Согласно Федеральному закону «Об обращении лекарственных средств», участие пациентов в клинических исследованиях лекарственного препарата для медицинского применения является добровольным.
Пункт 2 ст. 11 ФЗ № 157 «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней»: «Профилактические прививки проводятся при наличии информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство гражданина».
Согласно абзаца 3 ст. 1 , абзаца 7 п. 1 ст. 5 ФЗ № 157 «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней»: иммунопрофилактика - это система мероприятий, осуществляемых в целях предупреждения, ограничения распространения и ликвидации инфекционных болезней путем проведения профилактических прививок; граждане при осуществлении иммунопрофилактики имеют право на отказ от профилактических прививок».
Данный закон содержит и определение понятия «поствакцинальные осложнения» - вызванные профилактическими прививками, включенными в национальный календарь профилактических прививок и календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям - тяжелые и (или) стойкие нарушения состояния здоровья вследствие профилактических прививок. Согласно ст. ст. 19, 20 данного закона, при возникновении поствакцинального осложнения гражданин имеет право на получение государственного единовременного пособия, а в случае смерти гражданина, наступившей вследствие поствакцинального осложнения, право на получение государственного единовременного пособия имеют члены его семьи. Гражданин, признанный инвалидом вследствие поствакцинального осложнения, имеет право на получение ежемесячной денежной компенсации. Размер социальных выплат, назначаемых в случае наступления поствакцинальных соразмерен тяжести последствий.
Перечень поствакцинальных осложнений, дающих право гражданам на получение государственных единовременных пособий утвержден Постановлением Правительства РФ от 02.08.1999 N 885 «Об утверждении перечня поствакцинальных осложнений, вызванных профилактическими прививками, включенными в национальный календарь профилактических прививок, и профилактическими прививками по эпидемическим показаниям, дающих право гражданам на получение государственных единовременных пособий» и включает: анафилактический шок; тяжелые генерализованные аллергические реакции (рецидивирующий ангионевротический отек - отек Квинке, синдром Стивена-Джонсона, синдром Лайела, синдром сывороточной болезни и т.п.); энцефалит; вакцино-ассоциированный полиомиелит; поражения центральной нервной системы с генерализованными или фокальными остаточными проявлениями, приведшими к инвалидности: энцефалопатия, серозный менингит, неврит, полиневрит, а также с клиническими проявлениями судорожного синдрома; генерализованная инфекция, остеит, остит, остеомиелит, вызванные вакциной БЦЖ; артрит хронический, вызванный вакциной против краснухи.
Учитывая вышеперечисленное, принуждение к вакцинации и медицинским экспериментам недопустимо.
За принуждение к вакцинации предусмотрена уголовная ответственность по ст. ст. 286, 330 Уголовного кодекса РФ: «Самоуправство и превышение должностных полномочий». Работники могут обратиться в прокуратуру и суд с жалобой на действия работодателя.
Э. Р. Алексеева, юрисконсульт Рослеспрофсоюза
Денис ЖУРАВЛЕВ, Председатель Рослеспрофсоюза:
- Никто не вправе принуждать работников к вакцинации. Принуждение лишь озлобляет людей, усугубляет недоверие к действиям властей и работодателей, провоцирует попытки уклониться от вакцинации либо фальсифицировать документы о прохождении вакцинации. Здесь нужна масштабная разъяснительная работа, предоставление преференций работникам со стороны работодателей за прохождение вакцинации, и такая практика уже широко применяется.
Сам я поставил прививку еще в марте текущего года, один день чувствовал себя плохо, через день был полностью работоспособен. У меня, как и у других людей, были сомнения по поводу качества вакцины, которая разрабатывалась в «пожарном» порядке. Выяснял мнения специалистов, читал медицинские публикации и принял решение вакцинироваться. Надо понимать, что пандемия – беспрецедентное и неожиданное явление, и во всем мире вакцины создавались в ускоренном порядке. Но многие страны сегодня далеко впереди нас по масштабам вакцинации и, следовательно, по эпидемиологической безопасности и восстановлению экономики.
Призываю трудящихся лесных отраслей, не имеющих противопоказаний, проявить зрелую гражданскую позицию и участвовать в вакцинации. Только общими усилиями мы сможем приблизить окончание пандемии, возвращение к полноценной жизни и восстановление экономики страны.